Ведьма - В духовном
стихе, записанном (А. В. Валовым) в
Пошехонье Ярославской губернии, душа
ведьмы, уже завершившей свое земное
существование, следующим образом кается
в своих грехах:
«От коровушек молочко отдаивала, Промеж межи полоску прожиновала, От хлебушка спорынью отымывала». В этом стихе дается полная характеристика злой деятельности ведьмы, так как эти три деяния составляют специальные занятия женщин, решившихся продать свою душу чертям. Впрочем, если внимательно всмотреться в облик ведьмы в том виде, в каком он рисуется воображению жителей северной лесной половины России, то в глаза невольно бросится существенное различие между великорусской ведьмой и родоначальницей ее — украинской. Вообще в украинских степях среди ведьм очень нередки молодые вдовы и притом, про выражению нашего великого поэта, такие, что «не жаль отдать души за взгляд красотки чернобровой», то в суровых хвойных лесах, которые сами поют не иначе, как в минорном тоне, шаловливые и красивые украинские ведьмы превратились безобразных старух. Их приравнивали здесь к сказочным бабам-ягам, живущим в избушках на курьих ножках, они, по олонецкому сказанию, вечно кудель прядут и в То же время «глазами в ноле гусей пасут, а номсом (вместо кочерги и ухватов) в печи поваруют», Великорусских ведьм обыкновенно смешивают с колдуньями и представляют себе не иначе, как в виде старых, иногда толстых, как кадушка, баб с растрепанными седыми космами, костлявыми руками и с огромными синими носами. Ведьмы всегда славились своей красотой. Основным умением ведьмы был соблазн, раньше грех соблазна считался самым тяжким. Ведьмы, по давнему поверью, раз в год на Ивана-Купала слетались на Лысу Гору, что возле Киева на шабаш, ведьмину забаву, где главенствовал сам дьявол. Интересно, что подобное верование есть у каждого народа с более чем средне развитой мифологией, причём гора всегда лысая, а местонахождение горы всегда разное, от края Земли и до околиц столицы. |