В 1666 г. в Гааге, в Голландии, к Гельвецию, врачу принца Вильгельма Оранского, явился незнакомец и показал ему вещество, которое, по его словам, могло превращать свинец в золото. Гельвеции незаметно соскреб несколько крошек и провел опыт. Ничего не получилось. Вскоре гость вернулся, и Гельвеции попросил дать ему кусочек побольше. Незнакомец выполнил просьбу, но больше не возвращался. Гельвеции повторил опыт и получил золото.
Алхимия
стремилась
отыскать
философский
камень, или
эликсир
жизни,
вещество,
способное
превращать
свинец в
золото и
даровать
бессмертие.
Боясь, что
открытия
попадут в
недостойные
руки и будут
употреблены
во зло,
алхимики
прятали свои
секреты,
используя
для записей
тайные
символы.Позже,
ошибочно,
принятое за
разновидность
рун.
Западные
алхимики
разделяли
взгляды
Аристотеля,
полагавшего,
что
материальный
мир состоит
из первичной
материи в
различных
формах.
Первовеществами
были стихии
земля, воздух,
огонь и вода,
каждая из
которых
характеризовалась
двумя
качествами (из
двух пар):
сухой
мокрый и
горячий
холодный.
Поэтому
воздух (горячий
и мокрый)
можно было
превратить в
огонь (горячий
и сухой),
просто
высушив его.
Соотношение
первовеществ
и качества
определяло
форму
объекта. Так,
можно было
превращать
одну форму
материи в
другую,
изменяя
соотношение
стихий. Это
достигалось
многократным
нагреванием,
сжиганием,
выпариванием
и перегонкой.
На Востоке алхимия была связана с даосизмом и поисками эликсира бессмертия. Там признавалось существование пяти стихий: воды, огня, дерева, металла и земли и двух принципов: инь (женское, пассивное, водяное) и ян (мужское, активное, огненное). Алхимики достигли успехов в получении сплавов, а метод перегонки положил начало производству спирта и духов.