Майя
Майя (санскр. - видимость, иллюзия), одно из важнейших и наиболее универсальных понятий древней и средневековой индийской религии, философии и культуры. Первоначально, по-видимому, означало магическую способность шамана, мага или жреца преобразовывать друг в друга вещи и события видимого мира. Впоследствии из первоначального мифологического представления развились три концепции, отразившие три стороны её исходного значения. Во-первых, "энергетическая" концепция: майя как божественная творческая сила, ассоциирующаяся с рождающим женским началом ("шакти"), служащая необходимым дополнением образа любого индийского божества - способом его раскрытия в универсуме. Во-вторых, "материальная" концепция: майя представляется "тканью" любой действительности и конечным продуктом всякой (не только божественной) деятельности и таким образом приравнивается к понятию "сотворённая вселенная", противополагаясь несотворённому духовному началу. В-третьих, "психологическая" концепция: майя выступает синонимом игры психических сил ("хрида", или "лила"), иллюзорности всего воспринимаемого и мыслимого, завесы, закрывающей от человеческого взора высшую сущность бытия и действительный смысл обыденного существования.
В философском толковании адвайта-веданты (учение "майя-вада") майя предстаёт как способность, промежуточная между абсолютной реальностью (брахманом) и абсолютной нереальностью ("круглый квадрат"). Она не сотворена и не уничтожима. Противопоставление брахмана как абсолютной реальности и майя как мира явлений позволило основателю адвайта-веданты Шанкаре создать законченную систему метафизики, в которой онтологические, гносеологические и психологические антиномии и парадоксы решаются за счёт введения понятия об уровнях реальности, образующих структуру майя.
В этом разделе я не собираюсь выстраивать какой-либо своей теории строения майя. Поскольку любая теория, передана посредством размышления есть не более чем частью майя, сознания человека. В последнее время возникло слишком много школ и теорий, которые стараются воссоздать и объяснить механизмы работы майя. Все они правы в одном - человек живет в собственном мире иллюзий, созданном майя и переданным в его сознание для восприятия мира в "нужном" виде.
У многих людей рано или поздно возникают сомнения по поводу реальности происходящей вокруг него. Кое-кто к этим сомнениям прислушивается, остальные нет. Но это не важно. В конце концов, важен не ответ, важен вопрос. Возможность сомневаться, задавать правильные вопросы это то что различает людей и делит их на "спящих" и "пробуждающихся". Первые счастливы своим неведеньем, другие - своими сомнениями. Но опять же это не важно. Важен только вопрос. Причем ответа на этот вопрос не существует, впрочем как и не существует самого вопроса. Это сложно понять, но и понимание это тоже часть иллюзии, часть отпечатка сознания, которое сформировано иллюзией.
В последующих разделах мы поговорим о проявлениях майя, о том как майя сама себя выдает.
Назад