Когда до отца всего мира — Зевса — дошли дурные вести о преступлениях людей, он решил сам убедиться во всем и обойти для этого всю землю, приняв человеческий образ.
И повсюду слухи оказывались все же лучше правды. Однажды вечером явился он к ужасному аркадскому царю, Ликаону. По дороге Зевс творил чудеса, и сопровождавшая его толпа, пораженная, падала перед ним на колени. Увидя это, Ликаон решил погубить чудотворца и гневно вскричал:
— Ну, мы еще посмотрим, бог ты или человек!
Он убил одного бедного человека и, сварив его мясо, подал это блюдо чужестранцу на ужин. Сам же сделал в это время все приготовления для того, чтобы убить его во время сна.
Но всеведущий Зевс догадался обо всем и, выйдя из-за стола, ниспослал мстительную молнию на дом богохульца.
Испуганный царь выскочил на улицу, но первый крик ужаса, который он испустил, было рычание, так как бог превратил его в дикого волка.
Мрачный вернулся Зевс на Олимп и стал держать совет с богами о том, как наказать преступный человеческий род. Сначала он хотел опустошить вселенную молнией, но потом решил свергнуть с небес ужаснейший ливень и погубить людей в волнах потопа.
И это случилось. Восточные и южные ветры дружно устремились с неба, гоня перед собой тяжело нависшие громады туч. Разрушительные потоки дождя стремительно полились вниз. И лес, и нивы заколебались под напором свистящего вихря и пригнулись к земле. Бог моря, Посейдон, брат Зевса, также помогал разрушению: он созывал реки, говоря им:
— Покиньте свои русла и обрушьтесь на мосты и жилища!
Тотчас перекинулись реки через поля и быстро снесли с лица земли стены, дома и храмы. Если и оставалась нетронутой какая-нибудь крепкая башня, то вода мигом налетала на нее, взбегая на ее вершину, — и башня исчезла в бушующем потоке. Скоро нельзя было отличить воду от земли, и все превратилось в безбрежное море.
Всеми силами старались спастись люди. Одни из них карабкались на высокие горы, другие садились на корабли и лодки и плавали над потонувшими деревнями и городами, в напрасной надежде спастись. Скоро и до них добиралась вода, и они гибли, обессиленные тяжелой борьбой.
Так целый народ был погребен в волнах потока, то же, что пощадила вода, умерло от голода на бесплодных вершинах гор.
В стране Фокиде, над бушующим морем, возвышалась еще одна высокая гора. Это был Парнас. К нему-то и приплыл со своей женой Пир-рой Девкалион, сын Прометея, которого отец предупредил о грозящем бедствии, и которому он подарил крепкий корабль.
Эта была супружеская пара, которую никто не мог бы превзойти в благочестии и в повиновении божеским законам.
Как только они достигли твердой земли, преклонили колени и благодарили богов за спасение. Когда Зевс увидел, что из всего бесчисленного количества людей осталась в живых только эта благочестивая пара, он послал северный ветер разогнать туманы и дождевые тучи.
И снова над опустошенной землей засияло голубое небо. Реки возвратились в свои русла, деревья выпрямили свои согнутые вершины, обнажились холмы, и скоро вся ровная гладь земли снова показалась из-под затоплявшей ее воды. Огляделся вокруг себя Девкалион. Повсюду пустынна и необитаема была земля, слезы показались у него на глазах и, повернувшись к своей жене, он сказал: — Дорогая, куда я ни кинул взор, я нигде не вижу ни одного живого существа. Только мы с тобой одни уцелели, все же другие — погибли. Что-то будем мы с тобой делать одни? Ах, если бы я был моим отцом Прометеем и мог создавать людей, вдувая жизнь в глиняные изображения!
Так восклицал он, и бросился вместе с женой на колени перед разрушенным алтарем Фемиды, умоляя ее:
— О, помоги нам, богиня, снова оживить потонувший мир!
— Оставьте мой алтарь, — послышался голос богини, — покройте ваши головы и перебросьте через себя кости вашей матери.
Долго думали они над этими загадочными словами, но вдруг, точно молния озарила Девкалиона, и он радостно вскричал:
— Наша всеобщая мать есть земля, ее кости — камни, и их, Пирра, должны мы перебросить через себя!
Они сделали так, и совершилось чудо! Каждый брошенный камень постепенно становился мягким и приобретал формы и образ человека. Та земля, которая была на камне, делалась мясом, твердая его часть превращалась в кости, а жилки на камне оставались жилками на теле человека.
Так превращались, с помощью бога, те камни, что бросал мужчина — в мужские образы, те же, что бросала женщина — в женские. Такое происхождение не должно оскорблять человеческий род; он остается самым крепким родом вплоть до наших дней.
Библиотека